29.04.2013

«Большой фриз Пергамского алтаря»


Пергамский алтарь, или алтарь Зевса, — выдающееся произведение монументальной пластики и архитектуры эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней. Получил название по месту создания — одному из крупнейших городов Малой Азии, столицы Пергамского царства, Пергаму.

Пергамский алтарь представлял собой мемориальный памятник, воздвигнутый в честь победы над грозным врагом – галлами (галатами), полчища которых вторглись в Малую Азию, уничтожая всё на своем пути. Согласно наиболее распространённой версии датировки, алтарь был построен царем Эвменом II в период между 180-159 г.г. до н.э. Традиционно считается, что алтарь был посвящён Зевсу, среди других версий — посвящение «двенадцати олимпийцам», царю Эвмену II, Афине и Зевсу.



В настоящий момент мраморные фризы алтаря экспонируется в Пергамском музее (Pergamonmuseum) в Берлине, построенном специально для этой цели. ГМИИ им. А.С. Пушкина – единственный в России музей, в котором в зале №24, посвященном искусству эпохи эллинизма, представлены слепки плит Большого фриза Пергамского алтаря.

Вдохновившись монументальностью и драматизмом фриза Пергамского алтаря, художник и актер Андрей Александер осуществил многоплановую художественную реконструкцию этого уникального памятника эпохи античности. Проект Андрея Александера, представленный в 24 зале Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина, — это оригинальная виртуальная реконструкция Пергамского алтаря на полотне, включая те скульптурные фрагменты, которые не сохранились. Работа над проектом была осуществлена несколькими этапами. Сначала Андрей Александер, владея искусством пантомимы, работал с известными актерами, спортсменами, шоуменами над созданием «живых» скульптурных композиций. Наши современники атлетического телосложения попытались создать образы олимпийских богов и других мифологических персонажей, запечатленных на Большом фризе Пергамского алтаря, передать драматизм ожесточенной борьбы богов и гигантов. Эти «живые» композиции были запечатлены фотокамерой и затем с помощью специальной техники, перенесены на полотно, длина которого составляет 25 м в длину и 4 м в высоту.

Благодаря проекту Андрея Александера легендарный Пергамский алтарь, символ победы величайшей эллинской культуры над варварством, обретет вторую жизнь, и зрители получат уникальную возможность ощутить целостность шедевра и восхититься его мощью и красотой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).