30.04.2019

Греко-буддизм Цейлона

В 400 г н.э. рухнули все эллинистические династии Севера Индии. В это время публикуют Ману-смрити, в которых все некогда правящие династии Севера Индии объявляются аутастами: камбоджа, явана, сака. Брахманы объявляются высшей варной, хотя до этого кшатрия могла считаться высшей варной. Все упоминания о явана и сака из текстов удаляются.

В стороне от этого процесса стоит Цейлон. О явана и сака они
сохраняют добрую память. И имеют хорошие дипломатические отношения и торговлю с Римской Империей Константина Великого. В 400 г н.э. местные монеты Цейлона чеканят по образцу фолий Рима: на аверсе император Константин, на реверсе -- кресты либо римские легионеры. Иногда ещё имитация латинских надписей.

Цейлон испытывает культурный подъём и культурно колонизируют кхмеров.

Буддизм Цейлона позволил сохранить им добрые отношения с явана (Римом), в частности с Константином Великим и продолжить то, что делали греческие и скифские (кушанские) цари в Индии -- буддийскую колонизацию Индокитая.

Цейлон отверг буддизм Гуптов и Палы (антигреческий) и не принял санскритизацию культуры, начатую Гуптами.

Это все и привело к Ангкор-Вату (планировка храма в духе буддизма чистых земель, хотя храм посвящен Вишну) и иным шедеврам палийского буддизма.

(с) Андрей Шуман.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).