26.04.2012

Дети Клеопатры

Близнецы, которых родила знаменитая
Клеопатра VII, кажется, обрели лица. Итальянский египтолог обнаружил скульптурную группу, возможно, изображающую Александра Гелиоса и Клеопатру Селену – детей Марка Антония и Клеопатры – в Египетском музее в Каире.

Памятник, выполненный из песчаника и найденный в 1918 году близ храма Хатхор в Дендере, который известен, помимо прочего, огромным рельефным изображением Клеопатры и её старшего сына – Цезариона, попал в Египетский музей в Каире, но долгие десятилетия оставался незамеченными. На задней части скульптуры, получившей инвентарный номер JE 46278, сохранились изображения звёзд – статую изваяли из блока, который был некогда часть потолка более древнего храма. Впрочем, в остальном скульптурная группа также необычна.

«Она изображает двух обнажённых детей – мальчика и девочку одинакового роста, стоящих в кольцах извивающихся тел двух змей. Младенцы обнимают друг друга руками за плечи, второй рукой держа змею, – говорит египтолог Джузеппина Каприотти, обратившая внимание на памятник и опубликовавшая свою атрибуцию в вестнике польского Центра средиземноморской археологии Варшавского университета. Она считает, что эти дети – Александр Гелиос и Клеопатра Селена.

Каприотти поясняет, что голова мальчика украшена массивным солнечным диском, а голова девочки – одновременно, как это было принято в Египте, диском и серпом Луны. Змеи, скорее всего – две кобры, также могут олицетворять в этой композиции различные ипостаси светил. Диски на головах детей украшены изображениями Ока Хора Уджат, так как светила часто воспринимались в египетской религии как глаза предвечного божества.

«Лица не так хорошо сохранились, как хотелось бы, – говорит Каприотти, – однако хорошо видно, что у мальчика – курчавые волосы и традиционный “локон юности” с правой стороны головы. Волосы девочки убраны в изящную причёску, которая была модной в конце правления династии Птолемеев». Исследователь сравнила скульптурную группу с другим памятником времени правления Клеопатры VII – статуей Пахема, градоначальника Дендеры, которая хранится в Институте искусств в Детройте (США). «Стилистически, статуи очень близки, – уточняет Каприотти. – у фигур очень сходно выполненные круглые лица, маленькие подбородки и большие глаза». Так как статуя Пахема датирована 30-30 гг. до н.э., египтолог заключила, что аналогично выполненная скульптурная группа близнецов также была выполнена египетским художником в конце эры Птолемеев, после того как в 37 г. до н.э. римский тиумвир Марк Антоний признал своих детей, рождённых Клеопатрой.

Эти дети не были единственными детьми царицы. От Юлия Цезаря, как уже упоминалось, она родила старшего сына – Цезариона, а Антонию, помимо близнецов, она родила в 36 г. до н.э. ещё одного сына – Птолемея Филадельфа. При рождении в 40 г. до н.э. близнецы были названы просто: Александр и Клеопатра. После того, как их отец три года спустя официально признал детей и приехал из Рима в Антиохию, где к нему присоединилась Клеопатра, они получили дополнительные имена Солнца (Гелиос) и Луны (Селена).

«Антоний признал детей в день солнечного затмения, – утверждает Каприотти. – Возможно поэтому им и были даны такие имена, которые, помимо всего прочего, мифологизировали рождение близнецов. Несмотря на то, что в египетской религии Луна почиталась как мужское божество, в скульптурной группе египетским символизмом подчёркнуты имена, избранные по греческой традиции».

После смерти Клеопатры и Марка Антония, покончивших с собой в 30 г. до н.э., Цезарион был убит по приказу Октавиана, а близнецы, которым тогда было 10 лет и Птолемей Филадельф, которому исполнилось 4 года, были перевезены в Рим, где их воспитывала Октавия – сестра Октавиана, на которой был официально женат Марк Антоний

Дальнейшая судьба мальчиков неизвестна; Клеопатра Селена была позже выдана замуж за царя Мавритании Юбу II, которому родила сына, названного, видимо, в честь одного из братьев, Птолемеем Филадельфом. Профили Клеопатры Селены и её супруга украшают монеты, выпущенные в их время, что подчёркивает высокий политический статус царицы.

«Теперь у нас есть её изображение в детстве, вместе с братом-близнецом, – говорит Каприотти. – Смешением египетских мифов и греческой культуры этот памятник как нельзя лучше отражает Египет эпохи правления Клеопатры».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).