Впервые понятие ощущение мира, который реализуется в чувствах появляется в греческом термине "ейсетикос". Одним из первых философов, который попытался использовать чувства для осмысления эстетических явлений, был Пифагор (VI в. До н.э.). В процессе поисков первопричины бытия он предположил, что в основе мира лежит определенная абстракция - число, которое в дальнейшем в различных комбинациях создает конструкцию природного и человеческого бытия. Порядок мира, обусловлен "музыкально-числовым космосом", создавал гармонию жизни, в том числе и в искусстве. Числовая гармония пифагорейцев, что отождествляла совершенство и красоту, стала первой эстетической теорией античности. Среди видов искусства высшим носителем гармонии провозглашалась музыка, которая является носителем душевного равновесия, стимулирует душевное спокойствие.
Геометрически-математическое соотношение пропорций в древнегреческой науке сформулировало принцип красоты и совершенства в виде "золотого сечения" - соотношение пропорций, при котором целое так же соотносится со своей большей частью по соотношению: 5: 8 = 8: 13 = 13: 21 = 21: 34. Подобные пропорции заложены в основу одной и из величайших сооружений древней Греции - храм Парфенон. Греки считали, что человек имеет врожденные возможности чувствовать пропорции и гармонии.
С V в . до н.э. на смену чувственно-созерцательного понятия совершенного, прекрасного, приходит интерес к человеку, который способен увидеть красоту в природе и на этой основе развивать мир и самого себя. Очеловечивание прекрасного нашло яркое отражение во взглядах философа Сократа. По мнению философа прекрасное по сути совпадает с целесообразным, с тем, что имеет смысл и этим содержанием касается разнообразных проявлений человеческого бытия. Пытаясь раскрыть связь между этическим и эстетическим, Сократ вводит понятие калокагатия - сочетание древнегреческих слов прекрасный и добрый (совершенный в плане морали). Это понятие древнегреческой эстетики определяло основное условие красоты индивида - гармонию внешнего и внутреннего.
Подводя итог разной трактовки этого понятия в древнегреческой эстетике, ее систематизации Аристотель конкретизировал проявления внешней и внутренней гармонии и очертил ее источники в сфере образования и воспитанности человека. Центральным моментом концепции Аристотеля есть внутренняя составляющая калокагатии - мудрость, которая приводит человека к осознанию единства красоты и добра, есть гармония эстетического и нравственного. Путь к прекрасному проходит через самосовершенствование и человек сознательно привлекается к достижениям искусства, произведениями Фидия, Поликлета, Лисипа, Софокла, Эзопа и других художников, которые воспитывали гражданина на принципах калокагатии.
Для упорядочения процесса духовного творчества в области искусства Аристотель вводит понятия: канон - система норм и правил в развитии искусства, или обязательные требования к формальной содержательности художественного произведения; гедонизм (наслаждение) - чувственно-эмоциональное удовлетворение от произведений искусства; аллегория - образное иновещание, ассоциация - связь между двумя или более актами психического восприятия мира человеком и осознание их соответствия произведений искусства.
Аристотель подчеркивал значительную роль художника в нравственном воспитании граждан. Это максимально эффективно может сделать трагедия. Поэтому кульминацией в восприятии произведений искусства должно стать ощущение катарсиса - состояния очищения души "путем сострадания и страха" и привлечения к высоким этическим принципам.
Древнегреческие эстетические принципы искусства стали своеобразным зеркалом, которое не только отражало внешний мир и внутреннюю духовность человека, но и подсказывало пути улучшения этого отражения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий