Парфенон, как главный храм, описывает взгляд греков на миропорядок. Сущность миропорядка - борьба космоса с хаосом.
Военный аспект этой борьбы отражен на верхних барельефах четырех сторон Парфенона.
(1) Гигантомахия - это борьба наверху, победа олимпийских богов, защитников космоса, над опасными и преступными гигантами, которые грозят разрушить его. Боги побеждают гигантов и удерживают космос.
Три другие стороны - это борьба внизу цивилизованных людей с тремя силами, угрожающими космосу.
(2) Кентавромахия - победа цивилизации над варварами (общеизвестно что кентавры это символ варваров, поведение их таково и внешний вид поэтому тоже).
(3) Амазономахия - необходимость победить радикальный ультрафеминизм, поскольку амазонки это женщины доминирующие над мужчинами, а это нарушает семейную структуру и этим разрушает космос.
(4) Победа над троянцами - поскольку троянцы это хотя и цивилизация (а не хаос), но у них неправильный взгляд на космос - и это выражено в описании причины начала войны как похищения замужней женщины (поэтому олимпийские боги помогают грекам победить троянцев; кстати и кентавры хулиганствуют похищениями женщин).
Это победа Европы, как правильной цивилизации - над Азией, как цивилизацией неправильной.
На нижнем ряде барельефов - т.е. под защитой этих четырех битв - идет процессия всего цивилизованного мира (Афины и окрестности) для жертвоприношений. Смысл жертвоприношений - сохранение миропорядка космоса. (Вообще, предназначение службы (олимпийским) богам - это поддержание силы космоса).
Хаос - это главное, чего боится грек. Порядок должен быть.
Афина - это системная богиня, поэтому она центр равновесия космоса. Она начальник системной войны и всевозможных ремесел и полезных вещей, которые помогают функционированию космоса и его власти над хаосом. При этом подчеркивается Афина Парфенос как девственница - женское начало тоже важно и должно иметь свой уровень доминирования, но тогда уж она должна быть несколько мужеподобной (не зря она рождается сразу в военном облачении и всегда в нем ходит), и также девственницей, не вступающая в семейную связь, поскольку в семье должен властвовать мужчина (и сюда же “Орлеанская дева”). Это также некоторая оппозиция к безудержному греческому культу секса, некоторое сохранение равновесия. (Кстати, отсюда недалеко до реализованной Византией идеи переделки Парфенона, “Храма Девственницы”, в "храм Афинской Богоматери" - хотя сначала такой переворот сознания представляется нам немыслимым).
==========================================
Да, данное размышление написано в Афинах как непосредственное впечатление от посещения их развалин.
Комментариев нет:
Отправить комментарий