16.11.2013

Метафизика греческой архитектуры


Помимо того, что греки достигли огромных высот в философии, греки сделали самое высшее достижение во всей мировой архитектуре.
Портик, который представляет собой перекрытие опирающееся на колонны является самой узнаваемой деталью греческой и классической архитектуры. И мало, кто понимает, что в каноничном греческом портике выражается простая сакральная идея, метафизика, и даже больше - устройство мира, как оно есть.

Портик есть как бы строение мира снизу вверх, но верх тут есть низ. Мощные колонны - это то, что мы называем абсолютом, или Богом. Каждая отдельная колонна - это сакральная множественность состояния бытия. Каждая колонна соединяется с крышей перекрытием - капителью (венчанием колонны). Это то, что является границей между сакральным и профанным, между миром Богов и миром людей. Это то, что сакрализирует вещи в мире людей и является выражением сакральных идей. И уже перекрытие-крыша, наш мир, который находясь на верху, на самом деле опирается на колонны. Тем самым греки показывают тот факт, что наш жалкий мир опирается на колоссальную мощь метафизической силы.

Римляне смогли придать портику выражение имперской идеи, делая крышу-перекрытие более массивной, и давая новые, выразительные и содержательные имперские формы капителям, тем самым обозначая сакральность имперской идеи.

В сталинском СССР идею развили ещё лучше: крышу-галерею облегчили, а капители выразили ещё сильнее: их стали украшать советскими символами, это так практика, которая была применена впервые, а сами колонны, порой в подражание русскому узорочью, нередко украшали овивающимеся колосьями, подсолнухами, и т.д. Тем самым подчёркивалось особое понимание сакральности русского коммунизма.

Так, вопреки гуманистическому классицизму 18-19 веков, когда отталкивались от сплошь профаных представлений о греках, мы видим, что главный элемент классической архитектуры, портик, несёт в себе не просто сакральное значение, а целую схему устройства мира. Правильно поняты греки были поняты лишь в 20 веке, но ненадолго.

(с) Виссарион Карамазов

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).