13.12.2020

Anna Cymbaline: Древняя Эллада - это словно большая река, которая впитала в себя ручьи из самых разных ущелий

Древняя Греция, как и любая другая древность - это зеркало, в котором каждый исследователь видит себя, переживая собственный миф. 

Одни говорят - все из Афин и Дельф, где еще можно найти столько стройности размышлений и высоты человеческого разума? Познай самого себя, и ничего лишнего, платоновские эйдосы и аристотелевская метафизика - разве это не то, что сделало сознание великим и до сих пор отголоском доносится до нас через средневековье, Ренессанс, просвещение, прогресс и прочее, что нам так дорого?

Нет, говорят другие - Платон убил философию, оставив лишь скелет рационализации, Аполлон - дистиллированная ипостась подземного Бога, а истинная истина в глубинах хтонических тайн, в Пифоне, в Гекате, в звероподобном Пане, в Элевсинских мистериях, в конце концов. Ведь были Парменид, Эмпедокл и Орфей, а не только желающие угодить ионической знати Гомер и Гесиод. 

Классическая Греция смотрелась в отражение великой эпохи первых ахейцев, которые нацарапав имена своих индоевропейских Богов на табличках с линейным письмом Б, все же признавали, что автохтоны пеласги знали намного больше. 

А как же просвещенная Фракия, берега Ахерона и темный таинственный Эпир? 

Но ведь Додонский дуб вырос не на пустом месте, скажут третьи, его основала египетская жрица оракула Амона Ра. И Платон, и Пифагор, и многие другие посвящались в Египте, даже Геракл совершал там подвиги. В составе народов моря ахейцы и данайцы легко перенимали великую культуру. Колупни эллина - найдешь египтянина, скажут они, а последующие усилия Геродота и Александра Македонского по синкретизации - это вторичный процесс, возвращение к истокам. 

Истина где-то посередине. 

Древняя Греция находилась на стыке цивилизаций и не могла не впитать в себя самые разные слои. Да, это и пеласгический (о котором почти ничего неизвестно), это и финикийский, который теряется в веках, и медленно восстанавливаемый хеттский, и египетский, и минойский, и кикладский, и ликийский, и индоевропейский. 

Нельзя вот так взять и свести все к одному источнику мудрости. Это словно большая река, которая впитала в себя ручьи из самых разных ущелий. И каждый раз соприкасаясь с ней, можно почувствовать дуновение то Зефира, то Борея, то из-под земли серой запахнет, то вознесет в высокий храм с колоннадой под звуки лиры, а то под свирель Пана, позовет куда-то в глубины Корикейской пещеры к нимфам.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).