29.11.2016

Образ женской красоты по-древнегречески

Пожалуй,
самым знаменитым образом женской красоты по-древнегречески является Венера Милосская.

Параметры Венеры не так уж и далеки от современного идеала: 86-69-93 при росте 164 см. 

Однако, если рассматривать детально, эстетические каноны по отношению к телу в Древней Греции все же отличались от нынешних.

Большинство изображений женщин того времени отличаются мягкими округлыми формами, небольшой грудью, короткими ногами, довольно широкой талией, небольшим ростом.

По греческим скульптурам и изображениям можно также составить представление о чертах лица, которые были в почете: невысокий лоб, большие широко поставленные глаза, маленький рот и прямой нос, фактически продолжающий линию лба.

28.11.2016

Александр Великий в Трое


Всем нам известен легендарный Илион, или иначе - Троя, чьи бастионы на 10 лет остановили могучее войско ахейцев. Однако, какова была судьба сего славного града, после того как план Одиссея удался, и город был взят, разграблен и сожжён?
Судьба павшего Илиона была грустной - он продолжил своё существование, но в виде жалкого селения. "Илиаду" читали все греки, но сам Илион их не интересовал: после микенской эпохи город попал в исторические хроники лишь тысячу лет спустя, когда его посетил новый герой - Александр Великий. Трою он застал не в лучшем состоянии:

"Город совре­мен­ных или­он­цев, как гово­рят, преж­де был селе­ни­ем (κώμη) с неболь­шим и незна­чи­тель­ным свя­ти­ли­щем Афи­ны. Когда же Алек­сандр после побе­ды при Гра­ни­ке при­был сюда, он укра­сил храм посвя­ти­тель­ны­ми дара­ми, наз­вал селе­ние горо­дом, при­ка­зал тем, кому было вве­ре­но попе­че­ние над горо­дом, восста­но­вить его построй­ки и объ­явить неза­ви­си­мым и сво­бод­ным от пода­тей; впо­след­с­т­вии же после раз­гро­ма пер­сов он отпра­вил туда бла­го­склон­ное посла­ние, обе­щая постро­ить вели­кий город, сде­лать храм зна­ме­ни­тым и учре­дить свя­щен­ные игры".

(Strabo, XIII, 1, 26)

15.11.2016

Афродита Книдская


Считается, что
Афродита Книдская стала первым скульптурным изображением нагого женского тела в древнегреческом искусстве.Афродита изображена без одежды, так как готовится купаться — принять легендарную ванну, описанную в мифах, благодаря которой каждый день она возвращала себе девственность. 

Как пишут классики, Пракситель для создания Афродиты Книдской использовал в качестве модели свою возлюбленную, гетеру Фрину. Это было кощунством. Оратор Евфий (Евтиас), её отвергнутый поклонник, обвинил гетеру в безбожии (340 год до н. э.). Защитником был знаменитый оратор Гиперид. Увидев, что его речь не производит на суд особого впечатления, он сдёрнул с Фрины её одежды (по другим текстам, обнажив только до пояса либо одежды сбросила сама по знаку защитника). Красота женщины произвела такое впечатление на судей, что её оправдали — ведь, согласно греческим представлениям о прекрасном, столь совершенное тело не могло скрывать несовершенную душу (концепция калокагатии).

07.11.2016

Гимн богине из храма на острове Филе


Храм Исиды на острове Филе

«О, Исида, 
Великая Матерь Бога, госпожа Филе, Божественная жена, Супруга чтящая, Мать Бога, Великая Супруга царская, Украшение сокровенное, Госпожа красот дворца, Владычица желанная полей зеленых, Кормилица, красотой дворец наполняющая, Аромат дворца, радости владычица, Та, что в храме незримая шествует, слезами дождя поля зеленящая.

Госпожа, сладостная любовью небесной, в Египте Нижнем и Верхнем царственная, богам великим приказ отдающая, Та, чьими словами жива Вселенная, Царица, словами хвалы преисполненная, Госпожа красоты, пред ликом чьим мирра воскурена.

От слезы ее вновь Нил разливается, что дает жизнь человеку и зелени. Она, богов алтари наполняющая, та, что тексты хранит сокровенные.

Госпожа небес, земли, мира загробного, Сотворившая их, задумав в сердце, в руках воплотив…

Божественная Душа в городе каждом, хранящая Хора, сына своего, Осириса, своего брата.

Хвала Тебе, Матерь Бога, Небес Владычица, Та, что в мир нисходит, неся Спасение.

Та, чьим именем вовек живы святилища.

Та, что сердцу дает надежды сокровище»…

Гимн Луция Апулея богине


Апулей, посвященный в мистерии богини, в следующих словах описывает чувство, вскоре после просветления охватившее его в храме богини перед её изображением: 

«Я пробыл там еще несколько дней, вкушая невыразимую сладость созерцания священного изображения, связанный чувством благодарности за бесценную милость... И вот, повергнувшись ниц перед богиней и прижимаясь лицом к стопам ее, обливаясь слезами, голосом, прерываемым частыми рыданиями, глотая слова, я начал: “О, святейшая, человеческого рода Избавительница Вечная, смертных постоянная Заступница, что являешь Себя несчастным в бедах Нежной Матерью. Ни день, ни ночь одна, ни даже минута краткая не протекает, Твоих благодеяний лишенная: на море и на суше ты людям покровительствуешь, в жизненных бурях простираешь Десницу Спасительную, которой рока нерасторжимую пряжу распускаешь, ярость Судьбы смиряешь, зловещее светил течение укрощаешь. Чтут Тебя вышние боги, и боги теней подземных поклоняются Тебе; Ты круг мира вращаешь, зажигаешь солнце, управляешь вселенной, попираешь Тартар. На зов Твой откликаются звезды, Ты - чередования времен Источник, Радость небожителей, Госпожа Стихий. Мановением Твоим огонь разгорается, тучи сгущаются, всходят посевы, подымаются всходы. Силы Твоей страшатся птицы, в небе летающие, звери, в горах блуждающие, змеи, в земле скрывающиеся, чудовища, по волнам плывущие. Но я для воздаяние похвал Тебе — нищ разумом, для жертв благодарственных — беден имуществом; и величием Твоим во мне рожденные, и тысячи уст не хватило бы, тысячи языков и неустанного красноречья потока неиссякаемого! Что ж, постараюсь выполнить то единственное, что доступно человеку благочестивому, но неимущему: Лик Твой Небесный и Божественность Святейшую в глубине моего сердца на веки вечные запечатлею и сберегу»

(Перевод с латинского М. А. Кузьмина (Апулей. Апология, Метаморфозы, Флориды. — М., Изд. АН СССР, 1960, с. 312).

06.11.2016

Из Ритуала Церкви Афродиты: Молитва

К сияющей пене космоса, разрываемого на части хаосом, Ты, о,
Афродита, нежная Богиня Любви и Красоты, простерла творческую силу Твоей Божественности; и хаос уступил порядку, и слепые стихии, послушные Твоему закону Любви, Красоты и Гармонии, прекратили разрушать и принялись творить. Эпохи сменялись эпохами, и лучи Твоей любви, проникая в отдаленнейшие расселины вселенной, создавали новые формы жизни, пока не появился человек – все еще существо этого зримого мира, но исполненный жаждой Твоей Божественной Любви и томлением по благости и истине Твоего Рая. Этой любви, этой благости, этой истины мы просим у Тебя, о, Афродита.

Услышь нашу молитву, наша нежная Мать и Богиня, и помоги нам освободить наши сердца от всякой ненависти, всякого гнева и всякой зависти, от ревности и жадности, от всех останков разрушительных сил хаоса. Услышь нашу молитву, наша нежная Мать и Богиня, и научи нас любить Тебя так, как Тебя следует любить. Научит нас славить Тебя так, как Тебя следует славить. Научи нас служить Тебе так, как Тебе следует служить; благодарить Тебя, восхвалять Тебя, благословлять Тебя так, как Тебя следует благодарить, восхвалять и благословлять. Услышь нашу молитву, наша нежная Мать и Богиня, и позволь нам почувствовать Твое святое, благодетельное присутствие. Позволь нам увидеть хотя бы отблеск Твоей сладостной, лучезарной улыбки; услышать хотя бы дальний отзвук Твоего счастливого, дарящего жизнью смеха.

О, Афродита, нежная Богиня Любви и Красоты, Ты, Которая победила хаос и принесла в мир истину, благость и радость, помоги нам понять эту истину, помоги нам научиться этой благости, помоги нам воспринять от этой радости, даровав нам неизъяснимое блаженство Твоей любви.

Глеб Боткин (1900 - 1969)

(Botkin, Gleb. In Search of Reality. Charlottesville: The Publication of the Church of Aphrodite, s. a. P. 18 – 19).
"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).