За разглашение тайны о несоизмеримости стороны квадрата и его диагонали был убит ученик Пифагора Гиппас из Метапонта. Однако в середине V в. до н. э., спустя полстолетия после смерти Пифагора, проблема иррациональности оказалась не только разрешена, но и воплощена в величайшем из архитектурных шедевров античного мира. Выход из тупика предложили архитектор Иктин и прораб Калликрат. Они обожествили иррациональные отношения и геометрическим способом рассчитали проект, а после возвели Парфенон по цельночисленным приближениям.
Републикуем очень простую и логичную, но умопомрачительную реконструкцию Наталии Введенской, доказавшей, что архитектурный облик Парфенона основан на соотношении иррациональных чисел: корней из двойки, тройки и пятерки.
Да, колонны Парфенона не строго перпендикулярны его основанию, а немного наклонены к его центру - так, что оси колонн сходятся в одной точке на высоте нескольких км. Это зрительно подчёркивает стройность и величественность храма.
Но то, что объяснила Введенская, это принцип. Но чтобы мрамор дышал (то есть не казался мертвым) греки знали множество секретов. Они решали практическую задачу в прямом пространстве, а реализовывали ее в перцептивном. То есть брали поправку на перспективу и устройство человеческого глаза. Но это только поправка. Секрет, но не тайна.
А тайной было невозможность числом (целым числом!) выразить соотношения стороны и диагонали. Оказалось, что числом-то и впрямь невозможно, но при помощи линейки и циркуля эти невыразимые числом отношения можно воплотить сначала в виде чертежа, а там и в мраморе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий