11.05.2020

Почему в античности существовали реалистичные бюсты

Классические римские бюсты
имеют не только греческие корни, но и собственно римские.

Оказывается, они выросли из традиционных восковых погребальных масок, снятые в день кончины с умершего. Эти маски, снабженные каждая подписью, в которой сообщалось имя умершего, его должности и подвиги, им совершенные, хранились в особых шкафах, стоявших обычно в крыльях (alae) атрия. Их доставали во время новых похорон или особенных семейных торжеств. Таким образом, умерший оказывался в компании предков (об этом писал Плиний).  Эти собрания посмертных ликов назывались lares. Данное слово и понятие сохранилось и в русском языке: ларь, ларец. В Древней Руси так назывались архивы. Семейные архивы русские тоже хранят в ларцах. У тюрок данное слово и понятие дало lar-, обозначение племенной принадлежности.

Учёные проследили постепенный переход от воска к глине, а потом, с эллинизацией Рима, к каменным или мраморным бюстам. Местные римские мастера имели больший опыт в работе с лицами, чем с телами. Поэтому они получались лучше, а спрос был больший в силу цивилизованных особенностей. 

Археология свидетельсвует, что перед этапом хранения масок  бытовало сохранение просто черепов. Их окрашивали, долепливали глиной, инкрустировали...  Так делали многие народы в мезолите и неолите на Ближнем и Дальнем Востоке и Центральной Америке, так делают до сих пор папуасы, индейцы, а также тибетские буддисты.

В Китае культ предков сохранился в виде табличек предков, дощечек с именами умерших и и знаком, одна точка которого и считается вместилищем души покойного.

Переход от хранения черепов к маскам произошел, вероятно, тогда, когда ситуация поменялась: было время, когда была возможность хранить черепа (пещеры-хранилища с ними рядом всегда), но когда вынуждены были переселяться или территории с  местами хранинеия захватывали чужие, тогда уносили с собой уже только "маски-оттиски".

См. далее дополнения Дм. Новокшонова >>>:

«... Появление на Енисее обряда трупосожжения принято связывать с приходом нового населения откуда-то с юга. Лица мумий и трупов покрывали маской. На лицо под маску иногда клали один или несколько кусков шёлковой ткани, в которых были сделаны отверстия, соответствующие линиям разреза глаз и рта. Маски лепили на лицах: поэтому на их внутренней поверхности сохраняются отпечатки морщин и приставшие волосы. Состав масок не одинаков. Известны маски гипсовые, глиняные и изготовленные из смешанного состава, когда на лицо клали слой гипса, смешанного с известняком и кварцевым песком, а затем чистым гипсом заглаживали и моделировали маску по форме лица».

«Л. И. Шренк обратил внимание на часто встречающиеся «изображения человеческого лица». Они выполнены в стилизованной манере и скорее всего напоминали маски, от которых веяло какой-то грозной силой. Нередко они выполнялись как бы одной непрерывно раскручивающейся спиралью. Такая спираль встречается очень часто у нанайцев и других жителей Амура на халатах из рыбьей кожи, на обуви, изделиях из бересты.
Тогда же ученый подметил одну особенность: «…Вкус к орнаментике и развитие ее в Амурском крае… возрастает по мере удаления от китайцев»… На каменных глыбах имелось много различных рисунков: изображения масок-личин, змей, животных, птиц. Они поражали необычностью сюжетов, смелостью и точностью линий, хотя все изображения выбиты на прочном и твердом базальте. Особенно выразительны антропоморфные маски-личины. Широкая верхняя часть, огромные круглые глаза, раскрытая пасть с двумя рядами больших острых зубов и непропорционально узкий округлый подбородок — все это обладало демонической притягательностью. В верхней части некоторые маски окружены ореолом расходящихся лучей…".

Е. М. Штаерман: «... Римляне выводили культ ларов из культа мёртвых. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря ларов и активно участвовали в их культе, впоследствии преимущественно обслуживавшемся именно рабами. Глава фамилии был верховным жрецом культа ларов. Как покровителей соседской общины и добрососедских отношений ларов почитали на перекрёстках (compita, компитальные лары), где сооружались святилища с числом отверстий, равным числу примыкавших к перекрёстку усадеб. Здесь главами семей развешивались куклы и шерстяные шары, изображавшие соответственно свободных членов семьи и рабов. Праздник компиталий сопровождался общей трапезой, шутками, песнями, плясками, состязаниями за призы. Новобрачная, переходя в фамилию и соседскую общину мужа, приносила монету домашним ларам и компитальным ларам. Компиталии, в которых участвовали и рабы, и свободные, были наиболее демократичным римским праздником, связывавшимся с «царем-народолюбцем», сыном рабыни и лара — Сервием Туллием. Обслуживали культ компитальных ларов коллегии плебеев и рабов. Август в 12 до н.э. реформировал культ ларов, образовав его коллегии из рабов, отпущенников и плебеев в каждом квартале Рима и других городов, и соединил с культом своего гения».

 А. И. Немировский: «... Имена с основой lar представлены в этрусской ономастике более чем в 700 случаях. Л. Гиндин возражает против пеласгийской принадлежности lar на том основании, что эти имена выходят за рамки пеласгийского ареала. Однако из приводимого исследователем списка дериватов от lar видно, что они были распространены в тех районах, в которых, согласно античной традиции, жили пеласги». Пеласги (Πελασγοί) значит журавли, однако в понятиях греков это слово лучше перевести русским бродяги. По-гречески pelagros — аист. Гелланик Лесбосский в своем труде Форонида: «Тиррены первоначально назывались пеласгами. От самого царя Пеласга и Мениппы, дочери Пенея, происходит Фрастор, от него — Аминтор, от Аминтора — Тевтамид, от Тевтамида — Нан. Во время правления последнего пеласги, изгнанные из мест своего обитания эллинами и отнесенные на кораблях к Спинету в Ионийском заливе, основали в глубине страны город Кротон и поселились в тех местах, которые теперь называются Тирренией» . Первые имена пеласгов известны нам по упоминаниям в гомеровском Каталоге кораблей предводителей пеласгийского отряда, явившихся по призыву Трои.

 В русских сказках Кощеева смерть находится на конце иглы, игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц спрятан в ларце, а ларец висит в цепях на дубу. В сказке П. П. Ершова на дубе еще сидит ворон.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).