12.04.2022

Андрей Сошников: Мы подымем флаг риторики на башне Мысли и воцариться благодать в душах тех, кто последует по нашему пути

Читая Цицерона, Тацита, или даже того же Юлия Цезаря, я испытываю эстетическое удовольствие – всегда приятно почитать людей, знающих и владеющих словом! Современные «молодые люди» утратили вкус, чувство прекрасного, способность рассуждать и распознавать «божественную» речь во многом из-за того, что перестали читать могучих исполинов древности. Но мы подымем флаг риторики на башне Мысли и воцариться благодать в душах тех, кто последует по нашему пути

Дело в том, что и книга может отравить, но это будет хороший яд для вас, в отличии от современных «быдло» идолов, что так прельщают вас своим сквернословием. 

Значит так, я напишу вам еще один список, на этот раз работы великих скульпторов слова, чтобы вы могли понять и осознать, где подлинное величие и гениальная речь. Это поможет вам сформировать аутентичный вкус, к тому же, если у вас есть талант, вы сможете научиться вникать в сам ритм фраз, сами сможете чеканить своей своеобразный слог. Очень важно начать именно с риторики. Итак …

1. Обязательное ознакомление с Лисием, Эсхином и Демосфеном посредством чтения их сохранившихся речей. Но особенно, я рекомендую Исократа. Аристотель, когда писал свою «Риторику», во многом опирался на этого афинского ритора. Идеал оратора для Аристотеля – Демосфен, риторическая теория Аристотеля очень близка к практике Демосфена. 

2. Софисты (труды сохранились в основном в отрывках).

3. Дионисий Галикарнасский – потрясающий ритор, он еще и историк. Его труд «О соединении слов» незаслуженно обделен славой, но прочитать его должен каждый, кто хочет понять, что такое "риторика".

4. Марк Туллий Цицерон. Не мешало бы прочитать все труды этого классика, но «Сон Сципиона» и «Тускуланские беседы», мы оставим в стороне. Его риторические трактаты «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор». Замечательные и поучительные трактаты, но многим будет не по силам выдержать этот размах, поэтому для упрощения рекомендую начать с «Катилинарий». Цицерон велик своим универсализмом в риторическом искусстве.

5. Квинтиллион – самый полный учебник античного ораторского исскуства «Наставления оратору» (Institutio oratoria).

6. Также прочитать  Тита Ливия, Цезаря, Тацита.

Для начала этого будет достаточно, конечно, многие могут отнестись с скептицизмом ко всему этому, мол вот я буду читать Гомера, Ломброзо или какого-нибудь Толстого и сразу научусь "красиво" говорить и правильно писать. Не так просто обнажить меч Демосфена, дорогие друзья, всё гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. Работа с «речью» и риторическими фигурами - это тяжкий труд, я уже не о говорю о таких категориях как: inventio, dispositio, elocutio, pronuntiatio, memoria и elocutio.

И риторика – это тяжелейшее искусство, Цезарь не даст соврать. Попробовать стоит – вдруг в чьих-то устах загремит возвышенный слог Цицерона. Это сделает вас лучше, умнее и вы сразу преобразитесь подобно Эффеской матроне завидевшей воина. И напоследок, напомню вам поучение оратору от Горгия: «Серьёзные доводы противника опровергай шуткой, шутки – серьёзностью».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).