Иногда восстание против верховного бога оказывается успешным — германский бог-асс Один отодвинул от центра бога-громовержца Тора, так и Афина в какой-то период отодвинула Зевса (архаический греческий *ΔιFος; возможно, с этим связано предание о том, как все боги связали Зевса и что Афина оказывает помощь Прометею в его похищении огня) и считалась главной богиней протогреков-носителей усатовской культуры Триполья (Одесская обл.).
В теониме греческой Афины (Άθηνα, дорийск. Άθάνα) есть корень άθη- < *Fαθη, *vathe-, родственный с латин. vates «поэт, пророк, одержимый, энтузиаст», vatius «изогнутый к середине», «кривоногий», галльск. Οΰάτεις, так и с герм. *Wōđanaz (> др.-исл. Ođinn) «Один, Вотан» от *Wōđa- (др.-сканд. Óđr) «разум, вдохновение, поэзия», «excite, furieux, wutend, rasend» и Адам Бременский переводит имя Одина как «Furor» [Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / Перев. с фр. — М.: Наука, 1986. — С. 143 — 144].
Германский Один (Вотан) иногда выступает и в женоподобном обличье:
«… А ты, я слышал,
на острове Самсей
бил в барабан,
средь людей колдовал,
как делают ведьмы, –
ты — муж женовидный»
(«Перебранка Локи», фрагмент 24).
Однако, поглощая другие индоевропейские и семитские племена Восточных Балкан и Аттики, прагреки «возвратились» под сонм Зевса-Громовержца, а Афину преобразовали в непорочную деву ремесла (умения, «техники») из шаманки-воительницы (иначе это состояние делало бы ее анормальной в патриархальном пантеоне).
Силой и мудростью она равна Зевсу. Ей воздаются почести вслед за Зевсом и место ее — ближайшее к Зевсу. Наряду с новыми функциями богини военной мощи, Афина сохранила свою матриархальную независимость, проявлявшуюся в понимании ее как девы и защитницы целомудрия.
На древнее зооморфическое прошлое богини указывают ее атрибуты — змея, животное, олицетворяющее мудрость, и сова, птица с выпуклыми, загадочными и, как можно судить по ее поведению, разумными глазами. Изображение совы чеканилось на серебряных афинских монетах, и каждый, кто принимал «сову» в обмен на свои товары, словно бы отдавал почести самой Афине. Гомер называет Афину «совоокой», орфический гимн — «пестровидной змеей». Афина — покровительница змей; в храме Афины в Афинах, по сообщению Геродота, обитала огромная змея — страж Акрополя, посвященная богине. Истоки мудрости Афины в ее хтоническом прошлом восходят к образу богини со змеями крито-микенского периода. Эти образы уводят в древнейший период: сова и змея охраняли дворец Минотавра на Крите, и изображение богини со щитом микенского времени — прообраз олимпийской Афины.
Этот персонаж «Афина/Атена / Вотан/Один» известен и кельтам: «…в древнеирландской нарративной традиции часто фигурирует женский персонаж, обозначенный в тексте как Этайн и обычно исполняющий функции супруги правителя, наделенной рядом признаков, демонстрирующих связь с потусторонним миром. Однако, даже если рассматривать этот персонаж как чисто мифологический, становится очевидно, что составить «биографию» женщины-Этайн невозможно, т.к. в разных текстах она может фигурировать с разными патронимами и выступать в роли жены разных королей, кроме того, зачав, она обычно производит на свет девочку, с которой «похожи как две капли воды» и которую тоже зовут Этайн. Принципиальная размытость «биографической парадигмы» этого образа не дает также возможности предположить существование нескольких персонажей, носящих одно и то же имя. Аналогичная картина наблюдается с персонажами по имени Этне, которые очень многочисленны. Т.А. Михайлова, подробно анализируя разные тексты с этими «странными» именами, приходит к выводу, что они развились из сложения двух дейктических основ с семантикой «этот, оный» и проч. Именование Этне/Этайн, таким образом, означает буквально «та-вот-та», «вот-та»…» [Николаева Т.М. Непарадигматическая лингвистика (История «блуждающих частиц»). — М. : Языки славянских культур, 2008. — С. 59].
Без сомнения, затем исходная этимология имен этих женских персонажей забылась и в части западноиндоевропейского континума реэтимологизировалась в направлении связи с неким знанием (техническим или магическим).
Без сомнения, затем исходная этимология имен этих женских персонажей забылась и в части западноиндоевропейского континума реэтимологизировалась в направлении связи с неким знанием (техническим или магическим).
(с) Олег Гуцуляк