01.10.2017

Орфизм

Как религия, орфизм противостоял олимпийской религии и мистериям, в том числе мистериям в честь традиционного Диониса. Орфизм имел большое мировоззренческое обоснование в системе мифологического мировоззрения, в которой уже просвечивали элементы философии. Это особенно сказывается в орфическом представлении о первоначале, или о первоначалах.

Уже сами древние расходились между собой в вопросе о том, что же орфики принимали за начало мира. Одни называли Ночь – Нюкту, другие – Воду, третьи – слитность Земли, Неба и Моря, четвертые – Время. Поздний античный философ Прокл (V в.) усматривал превосходство Орфея в том, что если Гесиод принял за первоначало возникшее во времени (Хаос), то Орфей нашел первоначало в самом времени. Но это, по-видимому, модернизация орфизма в духе неоплатонизма, к которому Прокл принадлежал. Наиболее вероятно, что орфики принимали за исходное состояние мироздания Воду.

Теогония орфиков более космогонична, чем теогония Гесиода. У орфиков космогонические ступени перемежаются с теогоническими. В космотеогонии орфиков можно насчитать 12 ступеней. Это:

1. Первовода (Хаос).
2. Нестареющий Хронос [Время], он же крылатый и трёхглавый дракон Геракл (не путать с героем Гераклом, сыном Зевса и Алкмены) и его спутница Адрастия (у Аполлония Родосского, Гигина эта пара фигурирует под именами Офион (Ὀφίων, «змей») и океанида Евринома (Εὐρυνόμη).
3. Эфир (αἰθήρ, «горный воздух»), Эреб (ἔρεβος, «мрак») и Хаос (χάος, «бездна»).
4. "Яйцо".
5. Бог Фанес (Φάνης, Φάνητος, «сияющий», лат. Phanes, Пан).
6. Богиня Нюкта, Никта (Νύξ, Νυκτός, «ночь»).
7. Боги Уран (Οὐρανός, «небо»), Гея (Γαία «земля») и Понт (Πόντος, «море»); (Гесиод говорит о четырех космических началах, выделяя Эрота (Ἔρως), представляя его всевластной мировой силой: «...и между вечными всеми богами прекраснейший – Эрос». Причем Эрот носит эпитет Фанес, «сияющий»).
8. Киклопы, гекатонхейры и титаны, в числе последних Крон (Κρόνος) и Рея (Ῥέα).
9. Зевс (Ζεύς).
10. Кора-Персефона (Κόρα, «дева»; Περσεφόνη).
11. Дионис (Διόνυσος) – сын Зевса.
12. Человек (ανθρωπος).

Уже из этого перечисления видно, что мировоззрение орфиков – беспорядочное смешение теогонии с космогонией. Демифологизированное начало мироздания порождает некое чудовище Геракла. Это двуполый крылатый дракон «с головами быка и льва и ликом бога между этими двумя головами». Его сопровождает Адрастия – Неотвратимая. В целом Геракл с Адрастией – образ-символ нестареющего неотвратимого времени. Отсюда и возникла неоплатоническая версия орфизма, согласно которой орфики приняли за первоначало время. Но это все-таки, по-видимому, второе начало.

Зато полностью демифологизированы третья и четвертая ступени. От дракона происходят такие вполне естественные формы вещества, как влажный эфир, беспредельный хаос и туманный эреб (мрак). В хаoce как зиянии из вращающегося в нем эфира зарождается космическое «яйцо».

Но этим тенденции и демифологизации в орфизме исчерпываются. Фанес рождается из «яйца». 12 знаков Зодиака, окружающих его, показывают, что «яйцо» представляет собой космос. Змея, обвивающаяся вокруг тела, – распространенный атрибут бога Айона (Αίών, «эон») – бога «вечности», «бесконечного времени». Фанес часто отождествлялся с Айоном и воспринимался как неизменный порядок бесконечного возвращения. Фанес (Φάνης, «сияющий») – златокрылый, двуполый, многоименный бог. Он содержит в себе зачатки всех миров, богов, существ и вещей.

Фанес порождает свою противоположность – Нюкту-ночь, а от нее – Урана-небо, Гею-землю, Понт-море. Таковы пятая (Фанес), шестая (Нюкта) и седьмая (Уран, Гея и Понт) ступени орфической космотеогонии.

Восьмая и девятая ступени сходны с соответствующими частями теогонии Гесиода. Уран и Гея рождают трех Киклопов, трех Гекатонхейров и (этого, правда, у Гесиода нет) трех мойр (у Гесиода мойры – дочери Фемиды). Стыдясь своих детей, Уран удерживает их в Гее-земле. Титанов пока еще нет. Их Гея рождает в знак протеста против насилия Урана. Крон свергает своего отца Урана, пожирает своих детей. Рея спасает Зевса. Зевс вступает в брак с Герой. Все это здесь, как и у Гесиода. Но на этом сходство кончается. Далее Зевс вступает в связь со своей матерью Реей, отождествленной орфиками с Деметрой, а затем со своей дочерью от своей матери. Эту дочь зовут Кopa, она же Персефона. Кора-Персефона рождает Диониса-Загрея. Подстрекаемые ревнивой женой Зевса Герой титаны пожирают Диониса-Загрея. Загрей – эпитет Диониса «первого» как сына Зевса и Персефоны, растерзанного титанами сразу же после его рождения. Зевс испепеляет титанов. Афина приносит Зевсу подобранное ею сердце Диониса, которое титаны не успели пожрать. Поглотив сердце своего сына, Зевс снова производит Диониса от Семелы. Это второй Дионис (отсюда эпитет Δίγονος, «дважды рождённый»). Из титанодионисийского пепла Зевс творит человека. Так орфическая теогония прямо перерастает в антропогонию. В орфизме человек – не побочный продукт теогонии, а прямой ее результат, цель всего космического процесса.

Человек двойствен. В нем два начала: низшее, телесное, титаническое, и высшее, духовное, дионисийское. Если у Гомера земная жизнь предпочтительнее загробной, то у орфиков наоборот. Жизнь – страдание. Душа в теле неполноценна. Цель жизни – освобождение души от тела. Это нелегко, так как душа обречена переселяться из тела в тело – так называемый метемпсихоз. Благо человека в парении духа, его несчастье в подчиненности плоти. «Тело гробница есть» поучали Учителя. Душа порабощена телом и в смерти не находит покоя. Титанова природа вновь и вновь заставляет душу возвращаться на землю и нет конца мукам Дионисовой искры. Таков предопределенный судьбой «тяжкий горестный круг». Но при этом люди остаются причастными Дионису и капли Божественной Крови тянутся к своему первоисточнику. Хотя Дионис был жертвой, но эта жертва станет полной когда бог вырвет земнородных из «колеса Рока» и приведет в небесный мир. Фицинус нам прямо указывает «Поелику люди были порождены от Титанов, насытившихся плотью Дионисовой, назвал Орфей их Дионисическими, так как некоторая их часть была от титанов, и потому частично человеческое тело Дионисическое (психическое) и частью земное (физическое) по природе».

Метемпсихоз – древнеиндийская сансара. Избавление от проклятия бесконечных перерождений приносит Орфей и его вакхические посвящения (в Индии это избавление называлось мокша, в Древней Греции соответствующего термина не было). Средством освобождения служили очистительные обряды орфиков, сам их образ жизни в общине, полный аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти. Освободившись от колеса перерождений, метемпсихоза, душа благочестивого орфика достигает «острова блаженных», где она живет беззаботно и счастливо, не испытывая ни физических, ни душевных мук, тогда как непосвященные пребывают в грязи, а хулители культа испытывают несказанные ужасы.

Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, имел место запрет на лишение жизни живых существ. Существует мнение, что в орфизме индийская мифология оказала значительное влияние на греческую. Место воспитания Диониса – Ниса – помещалось то в Египет, то в Индию. Название одежды Диониса – бассара – не греческого происхождения. Однако если такое влияние и было, то оно весьма древнее. Ведь имя Диониса прочитано на табличке из Пилоса, которая датируется вторым тысячелетием до н.э.

Безусловно, существовала связь между орфизмом, зерванизмом и митраизмом. Орфический бог Фанес отождествлялся с Митрой. Сохранилась скульптура из святилища Митры в Англии, демонстрирующая появление бога Фанеса, родившегося из мирового яйца. Все эти три религиозные течения существовали в одно время – в VI веке до н.э. и исторически были действительно взаимосвязаны. Голландский математик Ван-дер-Варден (1903-1996), крупный специалист в области астрономии в древнем мире, называет «персидское религиозное учение» зерванизмом, согласно которому «Зерван, или Зурван, бог Времени, является наивысшим богом и прародителем всех вещей». Бог Зерван отождествляется с судьбой не только на Востоке при Сасанидах, но и на Западе.

Ещё одно божество, изображавшееся схожим образом, антропоморфно, в круге Зодиака, иногда обвитого змеей, с крыльями и головой льва – Айон (Αιών, «вечность»). Считался сыном бога времени Хроноса (Χρόνος). Почитался в восточных территориях Римской Империи, также многими персидскими сектами и астрологами (1-3 век н.э). Отождествлялся как с Зерваном, так и с Янусом, будучи так же богом входов и выходов, дверей и всякого начала. «Айон – бог богов безграничного времени», «Янус сотворил все и правит всем» (Мессала, римский предсказатель, I в. до н.э.). Его называют создателем и Богом Богов, предтечей всего Божественного ареопага. В Элевсине, в предместье Афин – центре греческих мистерий, была найдена статуя Айона с надписью: «Айон пребывает всегда неизменно; не имеет ни на­чала, ни конца, ни середины, который сотворил все».

(с) Vissarion

Комментариев нет:

Отправить комментарий

"... Надо обновить идею эллинизма, так как мы пользуемся ложными общими данными... Я наконец понял, что говорил Шопенгауэр об университетской философии. В этой среде неприемлема никакая радикальная истина, в ней не может зародиться никакая революционная мысль. Мы сбросим с себя это иго... Мы образуем тогда новую греческую академию... Мы будем там учителями друг друга... Будем работать и услаждать друг другу жизнь и только таким образом мы сможем создать общество... Разве мы не в силах создать новую форму Академии?.. Надо окутать музыку духом Средиземного моря, а также и наши вкусы, наши желания..."
(Фридрих Ницше; цит. за: Галеви Д. "Жизнь Фридриха Ницше", Рига, 1991, с.57-58, 65, 71-72, 228).